Отделение приема детей и разработки ИПР
Отделение медико-социальной реабилитации
Отделение ЛФК и массажа
Отделение психолого-педагогической реабилитации
Отделение физиотерапевтической реабилитации
Отделение иппотерапии
Отделение ранней помощи

Отделение ранней помощи

Разумец Н.И.Разумец Наталья Игоревна - заведующая отделением, социальный педагог, высшая квалификационная категория

Одно из направлений деятельности учреждения – оказание ранней помощи детям от 2 до 6 лет с неврологической и ортопедической патологией.
Отделение ранней помощи было введено в структуру Центра в 2008 году и рассчитано на 50 человек: 25 детей и 25 сопровождающих.
Команда специалистов Центра изучила опыт работы по оказанию ранней помощи в Институте раннего вмешательства г. Санкт-Петербург. Этот опыт оказался востребованным заинтересованными родителями Иркутской области. Именно поэтому сегодня он успешно применяется, дополняясь с учётом современных условий и потребностей.
Цель реабилитации детей раннего возраста – повышение качества жизни, профилактика инвалидности, своевременное выявление отклонений и оказание специализированной помощи, ведь чем раньше выявлена проблема и начата коррекция, тем более обнадёживающим будет прогноз.
Помощь детям и родителям в отделении оказывает междисциплинарная команда специалистов, в состав которой входят:

  • педиатр,
  • педагог-психолог,
  • социальный педагог,
  • специалист ЛФК,
  • логопед,
  • родитель.

После поступления в отделение ранней помощи, ребенку и маме назначают время первичного приема, предлагают заполнить опросник Анкетирование и оценка развития ребенка проводится по шведским русифицированным шкалам - опросникам: шкала KID и шкала RCDI  для детей разных возрастов.

Данные методики предназначены для комплексной оценки двигательного, психического, речевого, социального, когнитивного развития детей на основе ответов родителей или тех, кто непосредственно ухаживает за детьми. После компьютерной обработки  опросников, можно судить о фактическом возрасте ребенка с точностью до дней. Данной методикой охватываются все дети, проходящие реабилитацию в отделении РП.

Учитывая запрос мамы, определяют

ся цели, задачи и составляется программа реабилитации, с учетом рекомендаций врачей и педагогов.

С разработанной программой реабилитации ребенка знакомится сопровождающий. Это делается для того, чтобы родитель представлял себе, чем будут заниматься с ребенком. Все специалисты работают по единой задаче, но каждый своими методами.

В отделении оказывается разнообразный спектр как психолого-педагогических, так и медицинских услуг.

Медицинская реабилитация включает в себя:

  1. Консультацию педиатра, ортопеда, невролога, отоларинголога, офтальмолога, врача ЛФК, врача физиотерапевта.
  2. Физиотерапевтическую реабилитацию - грязелечение, электросветолечение, ингаляционная терапия, галотерапия.
  3. Бальнеолечение –  это ванны, души.
  4. Физическую реабилитацию – различные виды массажа, лечебная физкультура, механотерапия, иппотерапия, гидрокинезотерапия, сауна;
  5. Метод биологической обратной связи (БОС).

Параллельно с медицинской реабилитацией осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.

Психологическое сопровождение семьи проходит в ходе коррекционно-развивающих занятий вместе с мамой. Для этого психологи используют программы «Каролина», «Портедж». Организуя занятия с ребенком и его матерью, психологи ставят перед собой цель – установить эмоциональный контакт с взрослым. Далее осуществляют коррекцию его внутреннего состояния и коррекцию взаимоотношений между ним и ребёнком, знакомят родителей и сопровождающих с коррекционными и методическими приемам, необходимым для проведения занятий с ребёнком дома. Большинство занятий проходит в сенсорной комнате.

В своей работе с родителями, психологи используем различные формы и методы:

1. Психологическое диагностирование семьи (анкета «Психологический тип семьи»).

2. Обучение родителей различным способам коммуникации (если у ребенка отсутствует самостоятельная речь, мы стараемся найти какой-либо другой способ общения с ним – жесты, мимика, звуки и т.д.).

3. Индивидуальное консультирование (создание доверительных отношений, обсуждение проблем).

4. Психологическое просвещение (это групповая форма работы, участники группы получают поддержку друг от друга, помогают осознать собственные возможности решения проблем, осваивают новые коммуникации).

5. Обучающие семинары (обучение родителей приемам реабилитации).

6. Тренинги с родителями, законными представителями (снятие напряжения).

Следующим этапом идет работа с логопедом. У каждого второго ребёнка в отделении наблюдаются отклонения в общем развитии речи, из них 40% детей впервые обследованы у специалиста. Работа логопеда проходит в форме индивидуальных и групповых занятий. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития детей. С каждым родителем, имеющим ребёнка с проблемами, логопед проводит консультирование, даются рекомендации по дальнейшей работе с ребенком на дому. А так же распространена методика совместной работы врача ЛФК и массажа с логопедом. Логопедическая коррекция в сочетании с точечным массажем дает хороший реабилитационный эффект.

Параллельно коррекционной деятельности проводится работа по обучению детей-инвалидов по программе дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В целях успешной реализации программы воспитатели и социальные педагоги учитывают в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей, выстраивают взаимосвязь с семьями детей для обеспечения полноценного развития ребёнка, оказывают консультативную и методическую помощь родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.