Отделение приема детей и разработки ИПР
Отделение медико-социальной реабилитации
Отделение ЛФК и массажа
Отделение психолого-педагогической реабилитации
Отделение физиотерапевтической реабилитации
Отделение иппотерапии
Отделение ранней помощи

Отделение психолого-педагогической реабилитации

Елина Т.В.Заведующая отделением - Елина Татьяна Валентиновна

Отделение психолого-педагогической реабилитации является одним из основных в комплексной реабилитации ребенка. В отделение принимаются дети на реабилитацию в возрасте с 6 до 17 лет включительно.

Специалисты отделения предоставляют клиентам социально-психологические и социально-педагогические услуги:
- социально-педагогическая диагностика;
- педагогическая коррекция;
- социально-педагогическое консультирование;
- анимационные услуги;
- образовательная деятельность по основным образовательным программам дошкольного, начального общего, среднего общего, основного общего образования.

Услуги по социально-трудовой реабилитации:
- обучение пользованию техническими средствами реабилитации;
- профессиональное консультирование;
- обучение навыкам самообслуживания;
- обучение родителей основам реабилитации.

В отделении психолого-педагогической реабилитации работает специалисты:
- социальные педагоги
- воспитатели
- педагоги-психологи 
- инструкторы по труду
- узкие специалисты 

Направления работы отделения 

  • Проведение углубленной социально-педагогической и социально-психологической диагностики.
  • Разработка индивидуальной программы реабилитации членами супервизорной группы.
  • Проведение мероприятий по социально-педагогической и социально-психологической помощи, коррекции, обеспечивающих преодоление или ослабление отклонений в развитии ребенка.
  • Осуществление социально-психологического и социально-педагогического консультирования законных представителей по проблемам ребенка.
  • Развитие у ребенка практических умений и навыков в социально-бытовом труде и творческой деятельности через занятия в творческих мастерских
    Обучение детей на всех ступенях образования, по образовательным программам составленных в соответствии с ФГОС.

Социальные педагоги

Значимую роль в педагогической реабилитации ребёнка играют социальные педагоги группы.
Они диагностируют, планируют жизнедеятельность детей и подростков в центре, координируют индивидуальную программу реабилитации каждого ребёнка в части оказания ему качественных социально-педагогических и социально-психологических услуг, а также проводят:
  • индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия;
  • групповые коррекционно-развивающие занятия;
  • занятия детских клубов, таких как:
    •  «Содружество»,
    •  «Я – культурный человек», 
    • «Азбука общения» и др.
  • работают по проектам
    •  «Я выбираю жизнь», 
    • «Выбор пути», 
    • «Родиться в России – судьба, гордиться Россией – награда».
Социальные педагоги работают в тесном контакте с психологами, воспитателями группы, постовыми медицинскими сёстрами, инструкторами по труду, узкими специалистами.

 

Воспитательная работа

Работа воспитателя в Центре направлена на то, чтобы помочь детям и подросткам адаптироваться в социальной среде, привить качества, необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.

Воспитатель группы:

  • планирует и организует жизнедеятельность детей;
  • проводит занятия с учетом индивидуального психического и физического развития и состояния здоровья детей и подростков;
  • организует и проводит прогулки на свежем воздухе, тематические беседы, наблюдения за природой;
  • проводит с детьми и подростками профориентационную работу, организует их общественно-полезный труд;
  • проводит работу с детьми и подростками по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек;
  • помогает детям и подросткам решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими);
  • работает под руководством социального педагога, в контакте с педагогом-психологом, инструкторами по труду, учителями, другими педагогическими, медицинскими работниками.
Вся работа специалистов строится на основе "Программы воспитания и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями". (Рецензия: Е.В.Решетниковой, зав.кафедрой социальной работы Института социальных наук Иркутского государственного университета, кандидат философских наук, доцент).

 

В отделении осуществляется образовательная деятельность по основным образовательным программам: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.


Дополнительное образование

Особое внимание в отделении уделяется предоставлению услуг по социально-педагогической реабилитации в творческих мастерских, что позволяет детям и подросткам реализовать свои возможности.

С этой целью проводятся коррекционные индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия в творческих мастерских по:
  • тестопластике;
  • бисероплетению;
  • вышиванию пайетками;
  • изобразительному творчеству.
Работы, выполненные в творческих мастерских с использованием разных интегрированных техник, развивают не только творчество детей, но и мелкую моторику, внимание, воображение, двигательные навыки, усидчивость, трудолюбие. 

Лучшие работы ежегодно представляются на Областной фестиваль детского творчества “Байкальская звезда».

Организованы занятия в компьютерном классе, где дети усваивают основные понятия информатики, приобретают основные навыки работы на ПК, осваивают методики фототерапии, мультимедийной терапии, которые способствуют профессиональной направленности.

Работа с родителями

Работа с родителями ведётся по программе «Мы вместе», которая предполагает медико-социальную и психолого-педагогическую поддержку родителей (семей) через социальное партнёрство, организацию медицинских, коррекционных, консультативно-разъяснительных и социокультурных мероприятий.

Программа позволяет:
  • более интенсивно погружать родителей в реабилитационную среду;
  • обучать приёмам оказания помощи себе и другим членам семьи в реагировании на проблемы ребёнка;
  • организовать эмоционально-насыщенное взаимодействие родителей и детей.

  

Реализация программы осуществляется через современные социальные технологии и формы:
  • «Родительский университет»;
  • Психологические и социально-педагогические тренинги;
  • Социальное и юридическое консультирование;
  • «Аван-проекты», мастер-классы;
  • Родительский клуб «Свет»;
  • Индивидуальные беседы;
  • «Круглые столы», 
  • «Памятки для родителей»;
  • Социокультурные мероприятия.

Психологическое сопровождение реабилитационного процесса осуществляется службой психологов

Психологической службой руководит Вологжина З.Н. Зинаида Николаевна имеет высшую квалификационную категорию, является Лауреатом премии Губернатора Иркутской области, победителем Всероссийского конкурса на звание "Лучший работник учреждения социального обслуживания" в номинации "Лучший психолог".

Педагоги-психологи создают условия, направленные на восстановление психических функций, свойств, способностей, позволяющих ребенку усваивать и выполнять различные социальные роли, адаптироваться в обществе,

К основным задачам службы относятся:

  • оптимальный выбор индивидуальной программы реабилитации;
  • формирование и развитие отдельных психологических функций, умений, навыков, содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, формирование
  • у них способности к самоопределению и саморазвитию;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей.

 


Педагоги – психологи при реализации ИПР организуют и проводят:
  • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
  • групповые коррекционно-развивающие занятия;
  • коррекционно-развивающие занятия в сенсорной комнате;
  • широко используют психологическое консультирование.
  • активно применяются методы арт-терапевтического воздействия.

В 2016 году в работу службы была внедрена программа «Комфорт» на основе здоровьесберегающей технологии биологической обратной связи.

Работа в рамках данной программы позволяет достичь следующих результатов:

  • Повысить стрессоустойчивость и адаптационные ресурсы организма;
  • Повысить устойчивость внимания, работоспособность и произвольный контроль поведения;
  • Нормализовать психоэмоциональное состояние: снижение агрессивности, раздражительности, возбудимости, сглаживание обостренных черт характера у акцентуантов, повышение уверенности в себе и т.п., предупреждение психосоматических заболеваний;
  • Уравновесить процессы возбуждения и торможения, закрепить позитивные поведенческие навыки о состоянии;
  • Сформировать устойчивый навык саморегуляции.

Лекотека

Лекотека представляет собой специально подготовленную предметно-развивающую среду со специальным оборудованием, игровыми и дидактическими материалами для развития познавательных возможностей детей, формирования их личности, подготовки к самостоятельной жизни, а также среду, направляющую усилия родителей на оказание помощи ребенку.

В лекотеке работает междисциплинарная команда специалистов, в которую включены – социальный педагог, логопед, психолог.
Специалисты используются следующие формы работы:

  • Игровой сеанс.
  • Консультация специалистов
  • Групповой родительский тренинг
  • Развивающие занятия интегрированного характера
  • Свободная игровая деятельность

Особое значение для эффективности работы в условиях лекотеки имеет организация предметно-развивающей среды, которая строится с учетом специфики развития детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • игровой зал – для игровых сеансов с семьей или группой;
  • кабинеты для занятий и консультаций – для сеансов индивидуальной игротерапии и первых встреч с родителями.